Информационное агентство "Местное время. Саратов". Свидетельство о регистрации СМИ ТУ № ИА 64-00083 выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской
области. Учредитель и главный редактор - Ефимов В. А.
Форма входа
Главная » 2010»Апрель»27 » ОТВЕРГАВШЕЕСЯ В НАЧАЛЕ ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ СТАРОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, БЫЛО СОВЕРШЕННЕЕ НЫНЕШНЕГО
17:12
ОТВЕРГАВШЕЕСЯ В НАЧАЛЕ ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ СТАРОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, БЫЛО СОВЕРШЕННЕЕ НЫНЕШНЕГО
Двадцать лет назад, в апреле 1990 года
Верховный Совет СССР утвердил принятый съездом Народных депутатов проект закона
«Об основных началах организации местного самоуправления и местного хозяйства в
СССР». Этому долгожданному событию предшествовало несколько месяцев
всенародного обсуждения проекта первого закона о местном самоуправлении.
Исключительно
прогрессивные идеи принципиально нового закона свидетельствовали о государственной
воле в реальном расширении полномочий низовых, наиболее близких нуждам и
потребностям органов местной власти, призванных создать условия для
широкогогражданского участия в местном
самоуправлении. Сегодня, спустя два
десятка лет, вряд ли обоснованно говорить о том, что «идеи перестройки
Горбачёва по месту жительства» оказались всемерно поддержанными жителями
городов и весей советской страны – большинство наших людей традиционно инертны,
но новые тенденции, безусловно, способствовали демократизации как самой власти,
так и общества. В то время шесть разновеликих районов Саратова имели по
нынешним меркам полномочия «муниципальных образований». На альтернативной
основе в каждом районе избирали депутатов, а Совет народных депутатов
формировал свой бюджет. В районах существовали структуры домовых и уличных
комитетов, находившихся, как и всё прочее, под бдительным патронажем партии
власти. В структуре исполкомов районных Советов предусматривалось создание Центров
социально-экономического развития, которые обеспечивали депутатов и их Советы
для утверждения необходимыми камеральными наработками, проектами программ и
решений по удовлетворению нужд, потребностей и интересов населения. Во многих
городах, в том числе и в Саратове, появилось немало подвижников, поддержавших
идеи территориального общественного самоуправления. Стали создаваться комитеты
и советы ТОС как плацдармы для становления и развития полноправного городского
самоуправления.
Важно,
что многие территории районов города находились в ведении крупных предприятий,
как правило, военно-промышленного комплекса, и у руководства их имелись
полномочия и средства на организацию не только производства, но и социальной
жизни, и полного обустройства заводских поселений и территорий. Несмотря на то,
что к органам местной власти относился и областной Совет народных депутатов,
уже в 90-м и позже шло фактическое утверждение новой для слуха советских людей
муниципальной власти. На «верхнем этаже» её осуществлял Саратовский городской Совет
народных депутатов. Интересно, что к 1992 году полтора десятка зарегистрированных
к тому времени КТОС решением горсовета были наделены правом согласовывать на
территориях своего действия новое строительство, установку торговых ларьков,
реализовывать некоторые программы благоустройства и социальной поддержки. Как и
положено в системе местного самоуправления, средства на осуществление этой
деятельности «брались» не от каких-то грантов муниципального заказа, а от
установленной решениями горсовета части местных налогов и сборов.
Из
депутатов той поры, содействовавших становлению гражданского общества, следует
отметить А. Джашитова, А. Захарова, Б. Лаврентьева, В. Толдонова, В. Поляева, В.
Ерёмина, В. Смирнова, С. Коннова и других, а из подвижников, организаторов ТОС:
В. Губкина, Н. Арзуманову, С. Перепечёнова, Г. Лепаева, Л. Логинова, М.
Ковальскую. Именно их усилиями начали создаваться в различных микрорайонах
Саратова первые институты гражданского участия в местном самоуправлении: КТОСы
«Солнечный», «Елшанка», «Смирновское ущелье», ТСОС «Центр»… И хотя регистрация
большинства КТОС началась с 1991 года, самоорганизация жителей шла ещё с 90-го…
Оговорюсь,
но структуры местной власти и общественной жизни 20-летней давности – элементы
реально существовавшей схемы, которой я не собираюсь давать политических
оценок. Но думаю, читатели согласятся со мной, что та схема значительно внятнее и эффективнее для выработки различных
управленческих решений и максимально приближена к людям, их нуждам, интересам и
инициативам. Более того, ведь именно идеи и практика организации местной власти
с элементами самоуправления начала 90-х годов легли в основу положений нового
российского законодательства и новой Конституции РФ, которую поначалу именовали
«демократической». Именно в русле наметившихся демократических тенденций в
местном самоуправлении стала создаваться новая схема
территориально-административного деления Москвы с 130 муниципальными районами.
Новая схема, над которой около двух лет работал Моссовет с вовлечением в эту работу политических и общественных
организаций, КТОС, инициативных групп жителей была утверждёна в самом конце
1993 года. В других городах России за единичными исключениями этот процесс не
пошёл. В Саратове следа не осталось и от прежних завоеваний демократии. Сейчас
850-титысячный город управляется из единого центра, 31- 41 депутат
представительного органа – нет никто, и звать его никак. Правят бал чиновники,
ведающие городской землёй, имуществом и прочими ресурсами и потенциалами,
распиливая «бюджетные пироги» по группам влияния… Районные администрации служат
лишь делу получения нужного партии власти результата на разноуровневых выборах.
КТОС, СТОС и прочие институты гражданского участия давно превратились в симулякры,
не несущие пользы обществу.
Сейчас
в нашем городе идёт «ларёчная война». Усилиями административной комиссии
практически уничтожена уличная торговля. Кроме того, так и не видится выхода из
ситуации, в которой управляющие компании буквально рэкетируют жителей, которые
за 20-летие превратившегося в «так называемое» местное самоуправление оказались
бесправнее, чем прежде. Как политически, так и имущественно, в большинстве
своём жители не стали сколь-нибудь правообеспеченными собственниками и
заинтересованными участниками многотрудных процессов и реформ. Абсолютно не
понятно, кто и с какой целью устанавливал в скверах, парках и на улицах
Саратова ларьки численностью более тысячи, какие налоги и сборы дают эти малые
формы торговли, в какие карманы уходят эти средства. Кто, кроме жителей-потребителей,
может давать оценки: нужен или не нужен тот или иной ларёк на проспекте
Энтузиастов, в Поливановке или в Агафоновке? Ничего не ясно и с центром, где в
районе цирка – «Детского мира» могут стоять пять газетных павильонов, а на
каждом углу проспекта имени Кирова по два ларька, торгующих DVD-дисками. Говорят, они переданы коммерсантам в
собственность… Возле станкостроительной оптовки с сотнями торговых мест внутри
установили ещё с десяток ларьков по улице имени Рахова, практически заняв ими
весь тротуар… Это всё местное самоуправление, что ли? Такому, как сейчас
местному самоуправлению, жители напрочь не нужны, они только мешают работать не
покладая рук главе города с депутатами и сити-менеджеру с армией чиновников.
Какое партнёрство, какое гражданское участие?
Новые
чиновники и депутаты в возрасте до 40 лет не хотят знать об американском и
европейском опыте организации местного самоуправления, хотя многие из них весь
мир изъездили вдоль и поперёк. Чему же их учат в ПАГСе? Взвалить на чужие
немощные плечи сельчан давние идеи о волостных земствах нынешние учёные и
практики сумели, создав на территории области чуть не полтысячи муниципальных
образований с фигой в бюджетных карманах. Вот все эти ребята из новой партии
власти и ехали бы народниками в сёла, и не в джипах, чтобы подепутатствовать и в
перерывах между коммерческой и преподавательской деятельностью прибрать к рукам
бывшие колхозы, землю, водоёмы, а жить да детей растить.
Городское
самоуправление – дело сложное. Это ещё Солженицын отметил. Думается, потому и
делать никто ничего не хочет: ни схему административно-территориального деления
менять, ни создавать условия для того, чтобы жители становились полноправными
участниками местного самоуправления, ни требующиеся стране и людям демократические
процессы. А ведь в государственной же политике
многих стран именно местное самоуправление служит своеобразным килем для
удержания страны от качки в условиях мировых катаклизмов и объединения граждан
в их стремлении к достойной жизни. Не случайно Солженицын сказал, что «без
народовластия, без местного самоуправления России никогда не стать сильным
государством». Это, конечно, если хотеть быть сильным…
20
лет назад политики и общество, думается, ещё чего-то хотели и хотеть могли. В
этом году можно бы было отметить целый ряд весьма знаменательных событий и дат.
Скажу только о тех из них, к которым имел личную причастность. Это создание,
вернее, оформление и регистрация созданного чуть ранее областного профсоюза
Кооператоров РСФСР. Через год этот первый альтернативный ВЦСПС профсоюз с
лидерами Е. Моторным, В. Дашевским, К. Фунтиковым, В. Рейхелем и другими изменил
своё название на Профсоюз работников Свободного труда Саратовской области и почти
все 90-е годы отстаивал интересы новых для России экономических форм:
кооперативов, малых предприятий, частных коммерческих структур… Похожие цели и
судьба у Союза предпринимателей и арендаторов Саратовской области, который с
1990 года возглавлял В. Давыдов. В мае можно бы отпраздновать и юбилей создания
первой массовой (в отличие от ЛДПР той поры) политической партии –
Демократической партии России, которую тогда называли «партией здравого
смысла», «партией Н. Травкина». Организаторами её структур в нашей области были
Г. Чернышов, А. Зацепилин, С. Перепечёнов, О. Карпов и другие. Политическому
подвижничеству «травкинцев» не повезло: оно «перегорело» в переходный период. В
том же 90-м заявила о себе и Социал-демократическая партия России с её лидерами
в Саратове: А. Дидевичем, Ю. Чернышовым, А.Никитиным…
Первые
массовые митинги в феврале 1990 года на Театральной площади, на Набережной…
«Народный фронт» с лидерами В. Кондрашовым и А.Захаровым, движение
«Демократическая Россия» - В. Давыдов, А. Жаворонский, В. Южаков, самостийные
лидеры В. Соснин, О. Карпов, С. Рыженков, О. Пицунова… В 90-м оформилось в
некую политическую силу неформальное движение и нашло приют в Саратовском
обществе трезвости и здоровья («Дом Трезвости»). Наталья Королькова и её муж
Евгений Корольков сумели организовать клубную работу и подвигнуть самых разных
людей с лидерскими началами на гражданское участие.Институт «ВНИПИстатиформ-Бутек» Валерия Давыдова с лета того,
90-го практически превратился в штаб демократических движенийобласти - чуть ли не каждый день собрания,
заседания координационного совета…
Многие
новые общественно-политические газеты в нашем городе тоже появились именно в
1990 году. Годом раньше, пожалуй, начала выходить только газета В. Горбачёва
«Сфера», а «Саратовский листок» (П. Шерстнёв), «Житель Саратова» (С. Перепечёнов),
«Солидарность» (К. Фунтиков, С. Попиков), «Совфакс» (Н. Яковлев), «Саратов» (Б.
Плохотенко)… Как не хватает сейчас и тех, и новых лидеров, участников
объединений и структур, в которых серьёзно спорилось и рассуждалось о
демократии, местном самоуправлении, свободном предпринимательстве,
независимости судов и средств массовой информации, разделении властей и достойной
нашей будущей жизни …