Понедельник, 23.06.2025, 14:34
Информационное  агентство  «Местное  время.  Саратов»
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск  МВС
Родом из Саратова

Лев Давыдович Елин - герой защитник Бреста


Тимофей Ефимович Жегин - саратовский "князь серебряный"


Наиль Мавлюдов.
Шаги в большой мир фортепианного искусства.
(материал с фрагментами концертных выступлений)

Слушать "Полет шмеля" в исполнении Н. Мавлюдова

Статистика МВС
Информационное агентство "Местное время. Саратов". Свидетельство о регистрации СМИ ТУ № ИА 64-00083 выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области.  Учредитель и главный редактор - Ефимов В. А.
Форма входа
Главная » 2011 » Сентябрь » 21 » Некультурно получается
11:26
Некультурно получается

Поговорим о саратовской культуре? Вернее о том, что от нее еще осталось после того, как в этой тонкой сфере похозяйничала «Единая Россия» и ее гениальные культурные менеджеры.

Помнится, в своих предвыборных программах единороссы обещали развивать Россию, «как уникальную  цивилизацию». Они говорили: «Мы добьемся существенного усиления государственной поддержки культуры в целом, поддержки каждого талантливого человека, чье дарование должно быть востребовано и полностью раскрыто». Что мы имеем спустя 10 лет «усиления» и «поддержки»?

Всего 10 лет назад Саратов называли культурной столицей Поволжья. Заслуженно – не заслуженно – другой вопрос, но гордится, согласитесь, все-таки было чем: богатое культурное наследие оставили нам предки -- и материальное и духовное. Именитые земляки – Николай Чернышевский, Константин Федин, Лев Кассиль, Альфред Шнитке, Леонид Собинов, Алексей Боголюбов, Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов... Не менее знаменитые современники -- Сергей Филиппов, Олег Табаков, Олег Янковский, Евгений Миронов, Алексей Слаповский…Развитая инфраструктура: театры, музеи, консерватория, дома культуры, библиотеки…

Вроде бы на первый взгляд за последние 10 лет ничего не изменилось: гастроли «Табакерки» проходят с неизменным успехом, но вот Саратов культурной столицей уже  никто не называет. Ни в шутку, ни в серьез.

В 2005 году со скандалом уволенный директор драмы Антон Кузнецов устроил показательные похороны саратовской культуры: он и несколько его сторонников принесли к зданию правительства  гроб, в котором «лежала» главная героиня шоу. Акция оказалась пророческой. Каждый год саратовские власти забивали в крышку гроба очередной гвоздь. Надо признать, культура сопротивлялась, но силы оказались не равны.

Мне кажется, все началось в 2002 году, когда бывший в то время культурный министр Юрий Грищенко получил два года тюрьмы за взятку. Уже тогда обозначилась нездоровая тенденция назначать на место рулевых людей сомнительных деловых и личных качеств.

После Грищенко кресло министра занял Михаил Брызгалов, и так развернулся, что уже в 2005 году художественные руководители нескольких саратовских театров потребовали от губернатора, чтобы тот отправил его в отставку. Деятели культуры считали, что министр был профессионально непригоден. Но их мнение губернатор проигнорировал, и Брызгалов руководил еще три года, пока вконец не оскандалился на псевдо Дельфийских играх.

 

Когда губернатором стал тонкий ценитель европейской культуры Ипатов, то для культуры саратовской мало что изменилось. Настоящим плевком в душу стало для представителей творческой интеллигенции  назначение на пост профильного министра генерала милиции, бывшего начальника Саратовского института МВД Владимира Синюкова. Того самого, которого областная прокуратура уличила в подделке документов, поданных для присвоения почетного звания «Заслуженный деятель науки России». Для МВД такой кадр оказался негоден, а для культуры самый раз?   

Как бравый генерал обращается с музами, можно проследить по газетным публикациям. Артисты сетуют, что министр столь же далек от искусства, как единороссы от народа. На спектакли не ходит, проблемами не интересуется. И вообще не очень понятно, чем это ведомство занимается, поскольку особо значимых культурных сдвигов в области не происходит.

При советской власти культура была тесно связана с идеологией, но, по крайней мере, на развитие инфраструктуры и творческого потенциала денег и сил не жалелось. Мы до сих пор пользуемся отстроенными во времена СССР театрами и музеями, созданными библиотечными фондами. Но даже таким богатым наследством современные власти распорядиться толком не смогли. С момента развала страны культура превратилась в бедную родственницу – выгнать из дома нельзя – соседи не поймут, а содержать достойно жаба душит. Механизм, как избавиться от культурного ярма на шее,  придумывался долго, и вот, наконец, он обрел форму в виде закона об изменении статуса бюджетных учреждений. Теперь они обязаны работать на извлечение прибыли.

Принятый единороссами закон окончательно похоронил надежды культурных деятелей на то, что, может, когда-то станет лучше. Единороссы оставили право на жизнь лишь тем, кто коммерчески успешен. Все остальные – должны покинуть сцену.

Давайте представим, как это будет выглядеть.

Как интересно может зарабатывать саратовская филармония, которая после пожара в здании вынуждена арендовать залы для своих концертов?

Или как выйдет на самоокупаемость сельская библиотека, если ее читателям не хватает денег на пропитание и одежду? Какая судьба ждет Дом детского творчества, который еле-еле держится на плаву только потому, что бюджет оплачивает коммунальные услуги и зарплату педагогам? Что будет с музыкальной школой, если для того, чтобы она не закрылась, плату за обучение придется поднять в десять раз? Как сможет сохранить  великолепное старинное здание музей, если 90 % населения страны занято элементарным выживанием, а те, кто такие законы принимает, предпочитают посещать культурные заведения других стран?

Понятно, что все эти учреждения не выживут. Культурное пространство сократится до минимума, ограниченного Веркой Сердючкой и «Кривым зеркалом». Артистам придется зарабатывать на жизнь корпоративами и свадьбами, музейные работники станут мыть полы в борделях, которые откроются в бывших хранилищах истории, музыкальные работники переквалифицируются в маникюрш…

 

Мотивация единороссов, принимающих такой убийственный закон, ясна. Они поделили недра и заводы, нераспиленной осталась лишь соцсфера: образование, здравоохранение, культура, а ведь за ними закреплена земля и недвижимость, зачастую в центре городов.

 

Закрыть без шума школу или больницу трудно (хотя и это делается), наложить лапу на имущество музея или библиотеки под предлогом, что «туда все равно никто не ходит», проще простого.

На протяжении 10 лет нашей жизни планомерно вычеркивали то, что называлось «великая русская культура».

Убрали из списков обязательных экзаменов литературу, и дети перестали читать. Зачем вникать в духовные искания Толстого, если «нам литру не сдавать»? Исчезают из учебной сетки уроки музыки и рисования. Нет педагогов – говорят директора школ, хотите развивать творческое начало ребенка, водите на платные кружки.

Раньше школы приобщали учеников к высокому искусству походами в филармонию, музеи, театры. Сегодня распространители билетов сюда уже не заглядывают: после того, как родители отстегнут половину семейного бюджета на «школьные нужды», как-то неудобно предлагать им сводить ребенка в театр.  Да и сами родители забыли, когда в последний раз они ходили в культ-поход. Мало кто может позволить себе купить билеты на заезжих звезд за 2-4 тысячи. Достаточно посмотреть в зрительный зал театра, чтобы понять – культура стала достоянием «элиты»,  всем остальным остался только телевизор.

При этом соцопросы показывают, что около 70% населения страны недовольны отечественным телевидением. Люди устали от непрекращающегося потока насилия, пошлости, и разврата, который льется с экрана.

Бесконечные убийства, крушения, взрывы, изнасилования… Да -- это жестокая реальность, но телевидение создают люди. Так зачем превращать сетку вещания в непрекращающийся фильм ужасов? Но телебоссам больше нравится запуганный и развращенный зритель, чем думающий и анализирующий гражданин. Первому легче втюхать через рекламу сигареты, пиво и народный фронт. Второму трудно объяснить, почему в России учительница или рядовой врач не могут позволить себе раз в год сходить в театр.

Зомби-ящик в изобилии поставляет незамысловатые сериалы, засоряя зрителям мозги, и отвлекая их от реальных проблем. Власть такое телевидение устраивает – оно помогает держать население под контролем. Но устраивает ли такое телевидение нас?

Но вернемся к нашим саратовским страданиям. Тем более что одноименный фестиваль недавно завершился и саратовцы на нем вновь отличились лишь тем, что были принимающей стороной. Надо признать, удачное название для фестиваля – снимай фильм о любом из местных театров, и на конкурс!

Как вам сюжет о забастовке в 2006 году оркестра театра оперы и балета? Музыканты требовали повышения зарплаты, их поддержали танцовщики. После этого скандала руководство театра ушло в отставку, но ощутимого роста зарплат не случилось. А вот более свежий пример: в этом году артисты балашовского театра объявили бессрочную голодовку, когда их труппу попытались «урезать» пополам. А какой получился бы многосерийный детектив о 30-летнем строительстве нового здания саратовского ТЮЗа! Но вряд ли какой-то из этих сюжетов будет увековечен на пленке. Кто ж им позволит такое снимать?

Балашовская история прогремела на всю Россию только благодаря интернету. Когда голодающие артисты начали падать на сцене в обмороки, вмешалась прокуратура, признавшая намерения властей сократить штат и финансирование незаконным. Бывший блюститель закона, а ныне культурный министр Синюков умыл руки: дескать, я тут не причем, это все местная администрация – они злодеи хотели артистов уморить. Саратовские единороссы, обещавшие развивать культуру, вообще сделали вид, что проблемы не существует. Зато балаковские справедливороссы голодали вместе с актерами. По признанию артистов эта поддержка и помогла им выстоять.

А ведь балашовский театр – только первая ласточка. Губительные процессы после  выборов развернутся в полную силу. Учреждения культуры начнут резать по живому.

Хочется спросить саратовских единороссов: что вы сделали значимого для местной культуры за эти 10 лет? Может, вы построили современный концертный зал, который так нужен Саратову? Или вы нашли драме гениального режиссера, который вдохнул в некогда замечательный театр новую жизнь? Нет – в театре до сих пор нет постоянного руководителя, собственные спектакли случаются все реже и театр живет лишь за счет гастролеров.

Или вы помогли юному таланту выйти на большую сцену? Подарили стране нового Янковского? Или выделили из бюджета средства на дотации театрам, чтобы им не приходилось заламывать цены за билеты, и открыли тем самым широким слоям населения доступ к высокому искусству?

Нет! Зато за эти годы Саратов лишился театра АТХ, а недавно и театр фокусов «Самокат» заявил о намерении покинуть родной город. Вы практически уничтожили Саратовский Дом кино -- базу Нижне-волжской студии кинохроники и единственное место в  городе, где любители альтернативного искусства могли посмотреть фильмы, которые никогда не появятся в широком прокате. А сколько за эти годы из области уехало талантливых артистов…

Еще несколько цифр. За три последних года в Саратовской области закрылось 30 библиотек, и только 5% из оставшихся имеют доступ в Интернет. Библиотечный фонд сократился на миллион книг. За четыре года музейных посещений стало меньше на 185 тысяч.

Вы скажете: раз люди не ходят, культура не нужна. Это не так. Культура – это то, что делает население нацией, умрет культура – умрет страна. Но может в этом и есть ваша цель? 

Государственные затраты на культуру должны быть в размере 3% от ВВП (сейчас государство тратит чуть больше 3% на всю социальную сферу).

Необходимо создать Общественный совет по телевидению. Наделить его правом контроля за соблюдением этических норм в телепрограммах и фильмах в открытом вещании. Мы не говорим о цензуре, но решать, что показывать по телевизору, должны не только телебоссы, озабоченные прибылью, но и сами деятели культуры. Может тогда телевидение перестанет ПРОПАГАНДИРОВАТЬ насилие  и пошлость.

Нужно решить проблемы земельной собственности в пользу объектов культуры. Законодательно закрепить требования об обязательном создании зон охраны объектов культурного наследия.

Адаптировать нормы бюджетного, налогового и земельного кодекса к специфике деятельности  творческих организаций, чтобы избежать сверхкоммерциализации культуры.

И, разумеется, необходимо формировать у молодежи запрос на культуру. Всячески поддерживать  детско-юношеские художественные школы и кружки самодеятельности. Ведь именно в них проявляются творческие способности.  

Не дадим окончательно добить культуру! 

Между тем изменить ситуацию можно и нужно, пока не поздно! Утратив сейчас еще полуживую инфраструктуру, мы никогда ее не восстановим, как не удается вернуть городам детские сады, ушедшие в 90-е в частную собственность. 

 

Алексей Полещиков

Просмотров: 1210 | Теги: аналитика, саратов, культура
Всего комментариев: 2
2 cyncunpar  
0
Сдаю 3 квартирку в жилом помплексе http://opa.od.ua/tags/%C6%EA+%C0%F0%EA%E0%E4%E8%E9%F1%EA%E8%E9+%E4%E2%EE%F0%E5%F6/ - Аркадийский дворец
Одесса. Рядом: ресторан Ассоль, песчаный пляж, футбольное поле и Джихат. Жилье со свежим дорогим ремонтом, Испанской качественной мебелью и недорогой бытовой техникой.

1 LilooBiat  
0
Ooops.. Ugrently need download for free the X-Rumer 7.5.31 Elite
Or maybe for payment. Anybody sell? I can pay via cash...

Thanks you

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
И СЛОВОМ, И ДЕЛОМ
"Виноват - отвечай"!
В.В. Володин
Саратовский Взгяд






Архив новостей МВС
«  Сентябрь 2011  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


ИА "Местное время. Саратов" © 2025. При использовании материалов сайта - ссылка обязател...