Пятница, 17.05.2024, 09:07
Информационное  агентство  «Местное  время.  Саратов»
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск  МВС
Родом из Саратова

Лев Давыдович Елин - герой защитник Бреста


Тимофей Ефимович Жегин - саратовский "князь серебряный"


Наиль Мавлюдов.
Шаги в большой мир фортепианного искусства.
(материал с фрагментами концертных выступлений)

Слушать "Полет шмеля" в исполнении Н. Мавлюдова

Статистика МВС
Информационное агентство "Местное время. Саратов". Свидетельство о регистрации СМИ ТУ № ИА 64-00083 выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области.  Учредитель и главный редактор - Ефимов В. А.
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » 2010 » Июль » 8 » ГОНКИ ПО ЕВРОПАМ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ: ПУСТАЯ ТРАТА БЮДЖЕТА ВМЕСТО РЕАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ШКОЛАМ
11:19
ГОНКИ ПО ЕВРОПАМ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ: ПУСТАЯ ТРАТА БЮДЖЕТА ВМЕСТО РЕАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ШКОЛАМ
Кто сказал, что поездки в Америку, Англию, Германию, Францию и даже в Китай или Мозамбик директоров саратовских школ, и не только директоров школ вообще, могут быть предметом обсуждения и тем более осуждения? Плохо ли побывать бесплатно в западных и восточных школах, посмотреть, как там организован образовательный процесс?
 
Этими ставшие в последнее время обильными, как снег а Антарктиде, забугорные поездки директоров саратовских образовательных учреждений продолжают начатый ещё в девяностых «демократических» годах поездки политиков, законодателей и бизнесменов в поисках лучшего варианта «Как нам обустроить матушку Россию». Естественно, за государственный счёт – это про поездки. Кто бы знал, сколько миллионов они потратили на свою любознательность. Не на экскурсии же ездили, всё в целях изучения опыта: законодательного и государственного строительства, организации местного самоуправления, информационных технологий, систем политического устройства, общественных отношений, того же образования. Что применили-то во благо региона, города и жителей, его населяющих, все эти «рыночники», «специалисты», «профессионалы», «эффективные менеджеры» – загадка? Ну, разве могли бы без зарубежного опыта насоздавать наши «профессионалы» это грамадьё структур: ГУПов, МУПов, МУДЕЗов, ассоциаций и прочих управляющих компаний, без зазренья совести грабящих горожан? Для этого обязательно нужно было в штат Калифорнию съездить или в Лондон? Только там, и нигде больше, можно было почерпнуть бесценный опыт! Я понимаю необходимость командировок за рубеж преподавателей иностранного языка: им ничем другим не восполнить знаний и практического опыта, полученных в результате поездок, ни учебниками, ни семинарами и научно-практическими конференциями. А вот администраторы, включая директоров школ, больниц и поликлиник, культурных учреждений должны бы начать изучение зарубежного опыта с учебников и пособий. Наверное, в вузах Саратова преподают дисциплины, позволяющие сравнить наши и зарубежные системы местного самоуправления, образования, здравоохранения и прочее, и сделать из этих знаний определённые выводы. А выводы позволят задаться какими-то вопросами к нашим системам, требующим серьёзных изменений и модернизации. Ответы на какие свои вопросы может найти в Америке тот же директор саратовской школы или чиновник мэрии? Без сомнений, и вопросы, и ответы будут лежать только в политической плоскости, их решение зависит только от политической воли людей куда более высоких в должности, чем директор школы или депутат городской Думы и даже министр регионального правительства. Вот, например, спрашивается, с какой целью, едва вступив в должность заместителя главы администрации Саратова сразу же полетела в США Светлана Луконкина? Чёрт его знает, пользы – ни жителям города, ни журналистам никакой, ни даже ею любимым детсадам и школам, потому как молчала всегда от забывчивости или чего-то иного госпожа Луконкина. Да и чего к ней придираться, она не первая летала туда за казенный счёт, не она последняя… Даю гарантию, Светлана Олеговна даже сейчас не ведает, что в тех же США, по крайней мере, во многих штатах школьный участок – это элемент, субъект прав полноценного местного самоуправления, центр сохранения и развития традиций, культуры, гражданственности. Престиж школ настолько велик, что многие американцы выбирают своё местожительство в первую очередь исходя из репутации школы. Дети и их родители, жители, прямо не связанные со школой, могут найти в школе поддержку многих своих инициатив на улучшение жизни в поселке, микрорайоне. В тамошних школах каждый ученик должен выбрать музыкальный инструмент и серьёзно учиться на нём играть. Инструмент духовой, чаще всего блок-флейта. Ребёнок с первых классов изучает нотную грамоту, овладевает техникой игры и развивает свои лёгкие. Позже школьники могут выбрать для изучения и игры и другие музыкальные инструменты. В каждой школе есть несколько оркестров, даже симфонические. Школьные спортивные команды по регби, баскетболу, бейсболу учат детей коллективизму, развивают их организм, дают профессиональные навыки, из которых вырастают будущие чемпионы. А могут ли физически развиваться саратовские школьники в своих в подавляющем большинстве имеющих плохие спортзалы и вовсе не имеющих стадионы лицеях, гимназиях и школах? У нас этого уже нет, не осталось от советских времен, зато там, за океаном, некое подобие советских групп здоровья из взрослых жителей формируется при американских школах. В них постоянно проводят встречи выпускников разных лет. И этим обеспечивается «связь поколений». Всё это весьма интересно. Но применимо ли к нашей российской действительности? Ну, приедет директриса саратовской школы из Америки, расскажет то, что я, никогда не бывавший в заморских странах, вам рассказываю, своим коллегам, шефу программ поездок директоров школ за рубеж госдепу Вячеславу Володину – и что? Коллеги всё это и многое, многое другое по Америке и Европе могут прочитать в учебниках… Вы думаете, после своей весенней поездки за дальний бугор «от Володина» директор первой саратовской гимназии в этом старейшем и столь же уважаемом учреждении в центе города появится такой же виденный ею во время увлекательной краткосрочной заграничной экскурсии радующий глаз школьный стадион или комплекс? Тогда чего ради, спрашивается, городилась эта поездка, чтобы лишний раз поохать от зависти и выдавать слезу умиления и гордости, что пусть хоть чужие воспитанники растут физически крепкими и здоровыми, какими могли бы стать и её юные подопечные! А это дорогого стоит, хотя, если по справедливости, наши деньги, прокатанные очередными «посланцами» доброй воли партии власти, никакой реальной отдачи не дают. Вспомните Петра I: он не коммивояжеров посылал в Европу, а сам с кувалдой и захватом у горна, с гусиным пером и бумагой в библиотеках изучал опыт, в первую очередь, подразумевая его применимость к российским реформам. Только подготовив программу: что делать и когда, «главный менеджер» начал свою «перестройку». Первым торить дорогу модернизации должен был царь, и никто другой. Это потом российские специалисты поехали по его велению изучать кораблестроение и прочие премудрости, потом, когда царь мог ответить сам себе, чего он хочет от российского флота, от россиян, от России. Я помню, в 70-х годах прошлого века мы, советские инженеры, экономисты, переписывали лекции американского менеджера русского происхождения г-на Тищенко. Проработав долгие годы в разных фирмах США, включая «Дженерал моторс», он вернулся в Советский Союз и занялся лекционной деятельностью, которая вызывала огромный интерес. Был он и в Саратове. Был его слушателем и я, и конспекты его лекций хранил долго, уже в 90-х подарив их одному предпринимателю. Одним из постулатов теории управления «по Тищенко» является то, что руководящий орган - коллегиальный или директивный отвечает за решения двух стратегических вопросов: «Что делать?» и «Когда?». Потом же специалисты, реализующие программу этого органа – президента, думы, совета директоров своим умением и действиями отвечают на вопрос – «Как делать?» Если у специалистов-исполнителей не получается – то либо они лентяи и их требуется заменить, либо им не хватает полномочий, и тогда руководящий орган их должен дать. Есть ещё один постулат систем капиталистического производства. В случае кризисных ситуаций укреплявший в условиях стабильности «центр» сбрасывает полномочия «вниз». В российской действительности этот «центр» вниз полномочий не передаёт никогда, а потому низовые структуры власти, местное самоуправление, производство и каких угодно сфер не приучены ни к какой ответственности и инициативе. Съездившая за рубеж директриса школы по приезде домой, может, конечно, внедрить в своём заведении некоторые рационализаторские предложения, но это всё мелочи, не соразмерные с целями модернизации образования. Та же ситуация и в системе здравоохранения – поездки за рубеж главврачей медицинских учреждений, как и закупка дорогостоящего оборудования, мало что дают системе. Влияние на систему может начаться только сверху. Пока же то, что нам демонстрируют высокопоставленные чиновники и элитарные политики, обеспечивая себе, в том числе и самопиар на загранпоездках директоров школ, на мой взгляд, не может вызывать доверия народа. Нужно коренное реформирование систем местного самоуправления, образования, здравоохранения, культуры… Как это делать, давно прописано в учебниках и пособиях, которые просто нужно читать, для того чтобы научиться принимать ответственные решения, а не гоняться по Европам.
Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ
Информационное агентство «Местное время. Саратов»
Просмотров: 573 | Теги:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
И СЛОВОМ, И ДЕЛОМ
"Виноват - отвечай"!
В.В. Володин
Саратовский Взгяд






Архив новостей МВС
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031


ИА "Местное время. Саратов" © 2024. При использовании материалов сайта - ссылка обязател...