10 августа мы сообщали о намерении журналиста Александра Крутова обратиться в областную прокуратуру с заявлением по поводу высказываний депутата областной Думы Наталии Линдигрин в ее открытом письме губернатору Павлу Ипатову. Сегодня от него поступило заявление на имя прокурора области Владимира Степанова. Приводим доводы Крутова в полном объеме.
Уважаемый Владимир Николаевич!
Я являюсь профессиональным журналистом, штатным обозревателем общественно-политического и экономического журнала «Общественное мнение». В данном издании я работаю с декабря 2006 года, и за этот сравнительно небольшой период добился определенных профессиональных успехов. В 2008 году я стал лауреатом всероссийской премии имени Артема Боровика и номинантом всероссийской премии имени А.Д. Сахарова «За журналистику как поступок». При этом вынужден признать, что, несмотря на столь высокие общероссийские знаки признания моего творчества, не все и не всегда в моей работе в журнале «Общественное мнение» складывалось гладко. Бывали случаи, когда без объяснения причин снимались с номера очень сильные материалы, и их приходилось публиковать в других изданиях.
Так было, например, летом 2007 года, когда я подготовил большой материал «Тайны следствия». Этот очерк был посвящен обстоятельствам расследования и последующего «развала» уголовного дела, в котором подозреваемым в мошенничестве являлся Соколов К.В. – зять тогдашнего председателя Саратовской областной Думы Большеданова П.В. А также о той неприглядной роли во всей этой истории самого Павла Большеданова – ныне депутата Саратовской областной Думы. Материал «Тайны следствия» был запланирован к публикации в июньском номере 2007 года, однако в последний момент был снят. В июле 2007 года этот материал был опубликован в газете «Саратовский репортер» и имел большой резонанс.
В конце января 2009 года я подготовил очерк под названием «Утиная» охота на Александра Галкина». Фактически это было журналистское расследование о травле в местных СМИ председателя Саратовского областного суда Галкина А.И., организованное и исполненное политтехнологами регионального отделения «Единой России» под непосредственным руководством депутата Государственной Думы Панкова Н.В. Впоследствии этот факт даже признал в своем интервью на сайте «Конспирология. орг» ведущий черный пиарщик «Единой России», ранее судимый за клевету Абросимов Э.Н. Данный материал получил высокую оценку главного редактора журнала Колобродова А.Ю. и готовился к публикации в февральском номере журнала за 2009 год. Однако уже в типографии этот материал был снят с номера и отозван. Из беседы с главным редактором журнала Колобродовым А. Ю. я узнал, что он был вынужден это сделать под воздействием определенных внешних сил. Что это за «силы», Колобродов А. Ю. мне не пояснил, но дал честное слово опубликовать этот материал попозже, когда влияние этих негативных сил на деятельность редакции нашего журнала ослабнет.
Впоследствии очерк «Утиная» охота на Александра Галкина был опубликован в апрельском номере журнала «Общественное мнение», т.е. спустя два месяца с утратой значительной степени своей общественно-политической актуальности и значимости.
О персональном составе и негативных способах воздействия этих вредоносных внешних сил на работу редакции журнала «Общественное мнение» даже штатные сотрудники редакции могли разве что догадываться, если бы не Открытое обращение депутата Саратовской областной Думы Н.А. Линдингрин к губернатору П.Л. Ипатову. Текст данного «открытого обращения» был опубликован 4 августа 2009 года на стр. 3 еженедельника «Провинциальный телеграфъ» и на сайте электронной газеты «Саратовинформ». Из откровений депутата Линдингрин Н.А. мне доподлинно стало известно, что губернатор Саратовской области Ипатов П.Л. на протяжении длительного времени хронически нарушал мои законные права человека и журналиста на свободное получение и распространение информации путем осуществления цензуры журнала «Общественное мнение».
В частности, в своем открытом обращении к губернатору Ипатову депутат Линдигрин пишет: «На одной из встреч Вы (губернатор Ипатов – А.К.) заявляли, что проводите работу со средствами массовой информации по формированию достоверного и объективного информационного сопровождения на страницах курируемых вами изданий и лично вычитываете гранки журнала «Общественное мнение».
Со своей стороны хотел бы напомнить, что, согласно статьи 3 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», цензура «есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей». Согласно части 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации, в нашей стране «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена».
Далее в своем Открытом обращении депутат Линдигрин Н. А. утверждает, что губернатор Ипатов П. Л. проводит в курируемых им СМИ определенную идеологическую линию («Я не хочу ставить под сомнение эффективность той идеологической линии, которую Вы проводите в средствах массовой информации»). И это, на мой взгляд, равнозначно обвинению еще в одном нарушении конституционных норм. Ведь, согласно п.п. 1 и 2 статьи 13 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
С сожалением вынужден констатировать, что депутат Линдигрин, рассказывая на страницах двух региональных СМИ о вопиющих нарушениях губернатором Ипатовым двух основополагающих конституционных принципов, не видит в действиях главы исполнительной власти региона ничего противоправного. Более того, эта дама бальзаковского возраста оказалась настолько невежественной в правовом плане, что осмелилась публично на страницах газет «Провинциальный телеграфъ» и «Саратовинформ» требовать от губернатора ужесточения его «идеологической линии» и распространения цензорских функций и на работу нашего редакционного сайта. Угрожая в противном случае судебным преследованием.
Исходя из изложенного, прошу Вас организовать и провести прокурорскую проверку, в ходе которой установить:
- Осуществлял ли губернатор Ипатов П.Л. цензуру журнала «Общественное мнение» путем личного вычитывания гранок каждого номера этого журнала? С какого времени он этим занимался? Кого из своих подчиненных и активистов партии «Единая Россия» использовал для этой цели?
- В самом ли деле губернатор Ипатов П.Л. публично сообщал в ходе встречи о том, что он «проводит работу со средствами массовой информации по формированию достоверного и объективного информационного сопровождения на страницах курируемых им изданий и лично вычитывает гранки каждого номера журнала «Общественное мнение»? Что это была за встреча, когда она состоялась? Кто еще, кроме депутата Линдигрин, был участником данной встречи и слышал признания Ипатова П.Л?
- В самом ли деле губернатор Ипатов П.Л. пытался навязывать свою идеологическую линию ряду саратовских изданий? В каких формах и какими методами он это осуществлял? В чем заключается «идеологическая линия» губернатора Ипатова?
В случае положительного ответа хотя бы на один из сформулированных выше вопросов прошу вынести губернатору Ипатову П.Л. прокурорское предостережение о недопустимости нарушения п.п. 1 и 2 статьи 13, п. 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации. Результаты прокурорской проверки в этом случае прошу направить полпреду Президента РФ в Приволжском Федеральном округе и в Администрацию Президента.
В случае, если прокурорская проверка даст отрицательные ответы на поставленные выше вопросы, прошу вынести предостережение депутату Линдигрин Н. А.о недопустимости распространения в средствах массовой информации не соответствующих действительности сведений относительно противоправной деятельности губернатора Ипатова П.Л. путем осуществления им цензуры гранок каждого номера журнала «Общественное мнение» и проведения определенной «идеологической линии» в курируемых изданиях.
В любом случае прошу вынести прокурорское предостережение депутату Линдигрин Н. А.о недопустимости подстрекательства должностных лиц к нарушению прав и свобод граждан, свободы массовой информации путем публикаций в печати «открытых обращений», сопровождаемых угрозами судебного преследования.
Поскольку вопрос об осуществлении цензуры в саратовских СМИ касается не только журнала «Общественное мнение», но также может затрагивать и гораздо более широкий круг изданий, «курируемых» видными членами «Единой России», свое заявление к Вам я намерен сделать открытым. А впоследствии и опубликовать и результаты прокурорской проверки, проведенной Вашими подчиненными.
А. Н. КРУТОВ, обозреватель журнала «Общественное мнение»
|