С 1 декабря проезд в городском общественном транспорте Саратове увеличивается до 10 рублей. Столько будет платить пассажир за поездку в трамвае, троллейбусе и автобусе, а в маршрутках – все 12 рублей.
Об этом давно созревшем как острая необходимость решении министерства по развитию транспортного комплекса области его руководитель Сергей Шейкин сообщил в четверг журналистам в пресс-центре газеты «Комсомольская правда» в Саратове». Он заявил, что оно вызрело давно и было подготовлено, и теперь для его претворения в жизнь осталось ждать согласие губернатора Павла Ипатова на нем. Если глава региона своею подписью утвердит его, то вплоть до 1 июля следующего года каждая такая поездка в трамвае, троллейбусе и автобусе саратовцам будет обходиться в 10 рублей, а маршрутке – 12 рублей, а потом увеличится соответственно до 12 и 14 рублей. Признавая это повышение как не особенно популярное среди пассажиров, министр сослался на то, что, если, несмотря на назревшую еще год назад необходимость повышения тарифов в общественном транспорте, стоимость проезда не увеличилась во многом из-за финансового кризиса и трудного экономического положения населения региона и уже подготовленное в его ведомстве решение вынуждены были «заморозить», то теперь, с учетом постоянно растущих цен на горюче-смазочные материалы тарифы приходится «размораживать». Тем более недавно на своем совещании профсоюз транспортников потребовал увеличить тарифы, которые для жителей Нижнего Новгорода в общественном транспорте уже возросли до 14 рублей, мол, а чем хуже саратовцы? Ничего, и до нас дойдет очередь платить столько же, но только 1 июля будущего года.
Доказывая острейшую необходимость повышения тарифов, директор ПАТО N 1 Владимир Чеботарев посетовал на износ автобусов, резко возросшие цены на бензин, запасные части, автобусы и маленькую зарплату водителей. Сидящие за рулем мало получающие шоферы, по его мнению, в рейсе думают не столько о том, как бы без проблем и аварии довезти пассажиров до пункта назначения, а как бы и на что прокормить себя и семью, поскольку зарплата маленькая и не всегда вовремя выплачивается. А после повышения тарифов на проезд она возрастет, появится возможность покупать запчасти, двигатели и другие узлы и механизмы подвижного состава, которые очень быстро изнашивается при эксплуатации по негодным саратовским дорогам. «Да, - особо подчеркнул он, - безопасность – это деньги, а деньги можно взять из тарифов, но если не повысить тарифы, то загоним транспорт в коллапс и не повысим качество и культуру обслуживания пассажиров». А за качество и культуру, выходит, надо платить, но можно ее десятилетиями, если вообще никогда не поиметь, потому как постоянно желающие получать больше транспортники все равно будут также постоянно считать, что получают незаслуженно мало, и будут, как всегда и теперь, постоянно совать свои руки в карман пассажиров, наивно полагая, что он - бездонный. И если, мол, все заботятся о своей безопасности на маршруте, то за нее должен платить, иначе может быть плохо или совсем плохо. Однако пострадавший в ДТП и покинувший этот свет пассажир может об этом уже не узнает, как и о том, что отечественная транспортная система в своем развитии (точнее, недоразвитости – редакция) отстает от зарубежной лет на 30 – 40.
Вместе с тем журналисты из уст министра узнали прелюбопытную и обескураживающую статистику. Оказывается, в нашей области официально зарегистрированных 2 414 транспортных предприятия имеют всего четыре с половиной тысяч единиц подвижного состава, то есть, если в среднем, в каждом из них всего по… две курсирующие на линиях транспортные единицы. При такой раздробленности нельзя говорить о высокой рентабельности пассажирских перевозок, которая может быть исключительно в крупных предприятиях или их объединениях, как было прежде в Саратове. Но с введением предпринимательской деятельности каждая тогда крупная транспортная структура стала искусственно дробиться на мелкие, обособленные, в которых себестоимость сразу же резко возросла и повлияла на тарифы. В результате этой борьбы за независимость город полностью лишился всех автобусных муниципальных транспортных предприятий и теперь уповает на мелких перевозчиков и потакает руководству МУПП «Саратовгорэлектротранс» в узурпации перевозок не только трамваями, троллейбусами, позже – маршрутками, а теперь и на автобусные, которые, кстати, не отмечены в уставе этого предприятия.
Информационное агентство «Местное время. Саратов»
|