Ставшему исторической и архитектурной достопримечательностью Саратова зданию управления Приволжской железной дороги на Музейной площади в эти дни исполняется сто лет.
Строительство этого красивого здания для управления тогдашней Рязано-Уральской железной дороги было завершено осенью 1909 года, спустя пять лет после того, как обеспокоенные переводом Правления АО РУЖД в Москву, что, в свою очередь, вызывало потерю ими арендаторов квартир и просто покупателей – инженеров и техников железной дороги, желавшее сохранить управление здесь, местное общество купцов и мещан заказало проект здания Управления архитектору Алексею Марковичу Салько. Уже в следующем году проект был готов. В августе 1907 года состоялась закладка здания Управления РУЖД на месте Старого Гостиного двора. Срок строительства был выдержан, и 1 октября 1909 года состоялся молебен по поводу перехода отделов и служб в новое помещение. В 1910 году в Обществе купцов и мещан был решён вопрос о строительстве второй очереди здания. В феврале 1914 года все остальные службы Управления были переведены в новую часть здания.
Построенное в эпоху эклектики с использованием классицистических форм, оно и в начале 21 века сохранило свой неповторимый архитектурный облик. Управление дороги является градостроительной доминантой Музейной площади, при этом органично включается в её ансамбль, сообразуясь со стилистикой и пропорциями соседних зданий, и, прежде всего, Свято-Троицкого собора. В здании два основных входа – со стороны Музейной площади и улицы Московской. Главным фасадом является юго-восточный, обращенный на собор. Фасады пятичастны, с тремя легкими ризалитами. Углы здания срезаны в плане, в верхнем этаже надстроены башни и парапеты. Цветовое решение фасадов построено на контрасте красного цвета стен и белого декора.
В наше время в здании управления расположены службы, координирующие работу ведущих хозяйств Приволжской железной дороги.
|